Главная » Статьи » Мои статьи

«Применение практических задач по математике агротехнологической направленности в урочной и внеурочной деятельности»

«Применение практических задач

 по математике агротехнологической направленности

в урочной и внеурочной деятельности»

 

 

 

Евдокимова Ирина Рашитовна,

Учитель математики и информатики МБОУ Холмогойская СОШ

Заларинского района Иркутской области

 

 

Изучение математики без должной связи с жизнью,

без наглядности мешает развитию логического мышления,

снижает уровень математической подготовки…

                                                                         Маркушевич А. И.

 

 

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная подготовка, включающая активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Эта способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Наша задача – обеспечить приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.

Возможность таких связей обусловлена тем, что:

  • многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, широко используются в производственных процессах;
  • математические умения и навыки находят применение в производительном труде;
  • процесс трудового обучения и воспитания немыслим без опоры на математические знания.

Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с трудом в сельской школе, так как трудовая деятельность значительной части учащихся будет связана с сельскохозяйственным производством. Трудовой и жизненный опыт школьников помогает усвоению математических знаний, а приобретенные знания находят применение в ходе трудового обучения. В осуществлении связи преподавания математики с практической деятельностью особую значимость приобретает производственное окружение школы: именно с ним, как правило, связаны профессиональная ориентация и подготовка, производительный труд учащихся. Это создает предпосылки для реализации такой связи в наиболее естественных и близких ученикам условиях.

Без знания математики нельзя представить развития человечества. Математика везде, она на каждом шагу. Например: Сеять зерновые культуры, надо отвести определенное количество гектаров земли, затем в установленный срок обработать эту землю и засеять ее зерном, соблюдая норм высева.

Чтобы вырастить хороший урожай, в землю вносят удобрения. А надо правильно рассчитать концентрацию раствора веществ, чтоб не причинить вреда полями.

Зная площадь поля и урожай, собранный одной гектара, можно подсчитать, сколько всего будет собрано зерна, затем вычислить, сколько муки выйдет из зерна и, наконец, сколько из этой муки получится хлебных изделий для населения.

Садовник, закладывая сад, измеряют площадь участок земли, потом этот участок делит на меньшие, которые отводят для определенного сорта деревьев. Чтобы сад хорошо рос, надо вносить удобрения, бороться с вредителями, а для этого опять-таки нужны знания по математике.

Для хранения зерновых и других культур нужны помещения, а сколько их надо построить и которого объема? Ответы на эти вопросы дают математические расчеты.

Для зимовки скота нужно сделать запасы кормов. А какой емкости должна быть силосная башня, силосная яма? На это тоже ответит математика.

Для овладения и управления современной техникой и технологиями в сельском хозяйстве требуется серьезный на подготовку по всем школьным предметам, а особенно по математике. Большое значение имеет связь преподавания математики с сельскохозяйственным трудом. Ежегодно растет технический уровень сельскохозяйственных предприятий, а это вызывает большую математическую подготовку будущих специалистов сельского хозяйства.

Закономерности и методы математики являются научными составными частями научных основ современного сельского хозяйства. Применение математики в сельском хозяйстве связано со спецификой процессов сельскохозяйственного производства (вспашка, посев, жатву и так т.д.) так с особенностями некоторых измерительных операций.

Связь математики и сельского хозяйства позволяет материализовать знания учащихся. Текстовые задачи с сельскохозяйственным содержанием отражают реальную ситуацию, и  текст таких задач имеет познавательную ценность. Подборку задач, связанных с сельским хозяйством, я оформила в виде сборника, который продолжаю пополнять (смотрите Приложение1).

При изучении темы единицы массы использую массу зерна, овощей, которые собрали с поля.

 

Также любой урок повторения по теме можно построить через знакомство с сельскохозяйственными профессиями, с домашними животными, зерновыми культурами. Так при изучении темы «Производительность труда» в 5 классе я проводила урок, на котором дети знакомились с профессией комбайнера. На данном уроке, решая задачи, мы  высчитывали производительность труда комбайнеров.

В результате решения задач учащиеся учатся ориентироваться в мире современных сельскохозяйственных профессий, научатся  решать задачи на вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности, анализировать  задачи и их решение.

Успешно реализовать задачи воспитания уважения к родной земле, привития интереса в выборе профессий связанных с сельским хозяйством в современном обществе помогают новейшие педагогические технологии, в том числе информационные и игровые, обеспечивающие проявление воспитанником собственной нравственной ,гражданской позиции.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики, которая проводится с целью активизации внеурочной деятельности. Разнообразные формы проведения этих мероприятий возбуждают и поддерживают у учеников интерес к предмету и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. использование элементов агробизнесобразования в урочной деятельности школьников позволит сформировать представление о сельском хозяйстве и сельскохозяйственных профессиях.

  В нашей школе рассматривается интеграция агробизнес-образования в урочную и внеурочную деятельность. В нашей школе были организованы и проведены метапредметные недели по темам: «Пчёлы и пчеловодство» и  «Мы славим труд, чьи руки пахнут хлебом». Для учащихся 6-7 классов было разработано и проведено  интегрированное внеклассное мероприятие по предметам биология и математика.  «Сказка репка на новый лад»

Задания по математике:

  1. Вычислите: 6027 •0,1+957 •0,1 Ответ: Семена репы прорастают через______ дней.
  2. Решите уравнение: х:712 = 235 :3910 Ответ: Репу поливают на 8-10см в глубину через_______ дней.
  3.  Репка занимает 2 м2. Сколько потребуется навоза, если на 10 м2 вносят 50 кг навоза? Ответ: Для удобрения репки потребуется _____кг навоза.
  4. Записана последовательность чисел: *;5;8;13;21;34;55;89. Необходимо найти первое число данной последовательности. Ответ: За лето необходимо рыхлить почву 3-5 раз на глубину ____см.
  5.  Сколько отрезков изображено на чертеже? Ответ: 1 килограмм свежего чистотела залить кипятком и в ____литрах воды настаивать 2-е суток.

 

В рамках  межмуниципального семинара  «Интеграция агробизнес-образования в урочной и внеурочной деятельности» я разработала и провела игру  «Что? Где? Когда?» по теме «Математика в сельском хозяйстве».

Это аналог телевизионной игры. Данная игра способствует повышению математической культуры обучающихся, интереса к предмету и к  профориентации. Развивает логическое мышление и умение работать в группе. Участникам  двух команд предлагается решать реальные задачи с практическим применением.

 

В ходе игры задали вопросы:

  • ветеринар «В ветеринарную службу поступило 0, 25 кг сыворотки. Скольким животным можно сделать уколы, если для каждого укола нужно 0, 002 кг сыворотки?»
  • инженер – механик «Для перевозки груза потребовалось 14 автомашин грузоподъёмностью 4,5т. Сколько автомашин грузоподъёмностью 7т для перевозки этого же груза?
  • зоотехник: «Купили поросят. Два из них имеют массу по 27 кг, три - по 32 кг и один 18 кг. Найдите среднюю массу купленных поросят»
  • животновод  «Купили поросят. Два из них имеют массу по 27 кг, три - по 32 кг и один 18 кг. Найдите среднюю массу купленных поросят»
  • доярка «Одной корове в день нужно 7 кг сена. Сколько сена нужно 9 коровам на неделю?»
  • агроном  «Участок длиной 75 м и шириной 40 м отведён для посадки цветов. Для нейтрализации почвы на 1 кв. м потребуется внести 200 г извести. Сколько килограммов извести потребуется для нейтрализации  почвы этого участка?»
  • механизатор «Комбайнер намолотил 54 тонны зерна, превысив задание на  4 тонны. На сколько процентов комбайнер перевыполнил план?»
  • водитель « Одновременно из села в город выехали два автомобиля. Скорость первого 40 км/ч, а второго – 1,5 раз больше. Каким будет расстояние между автомобилями через 2,5 ч?»

 

  Математические задачи практического содержания способствуют повышению мотивации, развитию логического мышления и смекалки, формируют умения производить расчёты, связанные с повседневной жизнью.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Сборника практических задач «Математика и сельское хозяйство».

Содержание сборника охватывает задачи по основным темам математики основной школы и включает в себя задачи  для учащихся с 5-9 класс.

 «Натуральные числа»

  1. Один комбайнер намолотил в поле 231 т зерна, а второй намолотил на 46 т меньше. Сколько зерна намолотили оба комбайнера?
  2. Для перевозки зерна выделили три грузовых машины. На одну из них загрузили по 3 т зерна, на вторую — на 1 т больше, чем на первую, а на третью машину — в 2 раза меньше зерна, чем на вторую. Сколько зерна перевезли эти машины, сделав по три рейса каждая?

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

  1. В первый день собрали 127 т картофеля, что на 32 т меньше, чем во второй день. В третий день собрано на 40 т больше, чем в первый день. Сколько тонн картофеля собрали за эти три дня?
  2. Площадь одной теплицы 234 м2, что на 108 м2 больше площади другой. Какова площадь двух теплиц вместе?
  3. В сарае было 138 т сена. В первый месяц израсходовали 49 т сена, а во второй месяц — на х т больше. Сколько тонн сена осталось в сарае? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при    х = 14; 20; 30.
  4. Две доярки надоили вместе 42670 л молока. Первая доярка надоила на 2400 л  больше, чем вторая. Сколько  литров молока надоила каждая доярка?
  5. С огорода принесли огурцы, помидоры  и лук - всего 18 кг. Сколько овощей каждого вида принесли с огорода, если известно,  что  огурцов  принесли в  4 раза больше, чем  лука, а помидоров  принесли столько же, сколько огурцов?

«Умножение и деление натуральных чисел»

  1. За 1 ч работы двигатель расходует 8 л дизельного топлива. До полудня двигатель работал 5 ч, а после полудня 3 ч. Сколько литров дизельного топлива израсходовали за все это время? На сколько больше израсходовали топлива в первой половине дня, чем во второй?
  2. Животноводческая ферма обеспечивает привес 750 г на одно животное в сутки. Какой привес получает комплекс за 30 дней на 800 животных?
  3. 3 литра молока стоят 75 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 3-х лет.
  4. За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?
  5. Рассчитайте, сколько суперфосфата и калийной соли нужно внести для удобрения поля, длина которого 90 м, а ширина 60 м (поле прямоугольной формы), если рекомендуется на 1 га вносить 300 кг суперфосфата и 200 кг калийной соли.

Совместная работа

  1. Одной тракторной бригаде  требуется 3 дня для того, чтобы вспахать  поле площадью 240 га, а  второй – 4 дня. За какое время эти  бригады, работая одновременно,  смогут вспахать  поле  площадью 280 га?

Задачи решаемые алгебраическим способом

  1. За 2 дня  в хозяйстве  собрали 2460 кг капусты. В первый день  было собрано в 3 раза больше, чем  во второй день. Сколько  килограммов капусты  собрали  в каждый  из  двух дней?
  2. В цистерне было 435 л молока. В первый час продали на 28 л больше, чем во второй  час. После  этого в цистерне  осталось 273 л молока. Сколько молока было продано  в каждый час?
  3. На маслозавод поступило 450 бидонов молока. Когда переработали  12160 л молока, осталось  еще 4940 л. Сколько литров молока было в каждом бидоне?
  4. На одной пасеке получили за лето с каждого улья по 60 кг меда, а на другой – по 70 кг. Всего на двух пасеках собрали 4120 кг меда. На второй  пасеке на 5 ульев больше. Сколько ульев на первой пасеке?
  5. Первое  хозяйство  получило тракторов в 2 раза меньше, чем второе, а третье – на 8 тракторов больше, чем второе. Всего доставили 63 трактора. Сколько тракторов получило каждое  хозяйство?

Площади и объёмы

  1. Найдите площадь прямоугольного поля, если его длина 3 км, а ширина на 1 км меньше. Выразите эту площадь в гектарах.
  2. Сколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м поместится на участке земли площадью 3 га?
  3. В теплице  с 1мснимают 30кг огурцов. Сколько килограммов огурцов сняли в теплице а) ширина которой 5 м, а длина 10 м; б) ширина которой 6 м 50 см, а длина 14 м?
  4. Сколько килограммов кукурузы  сняли с участка прямоугольный формы, длина которого   900 м, а ширина 700 м, если ее урожай 100 ц с 1 га.
  5. Сарай, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, заполнен сеном. Длина сарая 10 м, ширина 6 м, высота 4 м. Найдите массу сена в сарае, если масса 10 м3 сена равна 6 ц.

 

Дробные числа. Обыкновенные дроби

  1. Из 30 высаженных семян взошли 23. Какая часть высаженных семян взошла?
  2. Из сливок получили 18 кг масла, что составляет массы сливок. Сколько было взято сливок?
  3. Две тракторные бригады вспахали вместе 762 га поля. Первая бригада работала 8 дней и вспахивала за день 48 га. Сколько гектаров поля вспахивала за день вторая бригада, если она работала 9 дней? Какая бригада вспахала больше и на сколько?

 

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

  1. С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого — на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?
  2. Один тракторист вспахал 13,8 га земли, что оказалось на 4,7 га меньше, чем вспахал второй тракторист. Сколько гектаров земли вспахали оба тракториста вместе?

 

Умножение и деление десятичных дробей.

  1. Чтобы собрать 100 г мёда, пчела посещает 1 000 000 цветков. Сколько граммов мёда собирает пчела с одного цветка?
  2. Питательный раствор для подкормки растений поступает в теплицу по двум трубам. Первая была открыта 0,6 ч, а вторая 0,4 ч. В результате поступило 3,32 л раствора. Сколько питательного раствора подаётся за 1 ч
  3. За 7 ч тракторист вспахал 4,9 га. С какой скоростью двигался трактор, если ширина полосы, вспахиваемая плугами, равна 1,75 м?
  4. Овощевод-опытник снял с одного куста помидоров 12 плодов по 250 г, 10 плодов по 330 г и 8 плодов по 210 г. Найдите среднюю массу одного помидора.

 

Проценты

  1. В палатку завезли 850 кг огурцов. Первый покупатель взял для соления 1% всех огурцов, а второй — 3% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов купил каждый из них? В палатку завезли 850 кг огурцов. Первый покупатель взял для соления 1% всех огурцов, а второй — 3% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов купил каждый из них?
  2. Масса сушёных яблок составляет 16% массы свежих яблок. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 4 т сушёных? Сколько сушёных яблок получится из 4,5 т свежих яблок?
  3. Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько процентов всех арбузов составили незрелые арбузы?
  4. Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла. Сколько масла получится из молока, надоенного за 15 дней от 360 коров, если каждая корова в среднем даёт 15 кг молока в день?
  5. Сахарная свекла содержит 15% сахара. Хозяйство в этом году вырастило 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит хозяйство?
  6. Фермер сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 80%.Сколько муки получит фермер?

 

Отношения и пропорции

  1. Для определения всхожести семян посеяли горох. Из 200 посеянных горошин взошло 170. Какой процент горошин дал всходы (процент всхожести)?
  2. При сортировке зерна из 1750 кг в отходы ушло 105 кг. Какой процент зерна остался?
  3. В сахарной свёкле содержится 18,5% сахара. Сколько сахара содержится в 38,5 т сахарной свёклы? Ответ округлите до десятых долей тонны.
  4. В 2,5 кг баранины содержится 0,4 кг белков. Сколько килограммов белков содержится в 3,2 кг баранины?
  5. Фермерское хозяйство сдали на мельницу 40 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 80%. Сколько муки получит фермер?

 

Рациональные числа. Решение уравнений

  1. Выполнив план на 25%, трактористы вспахали 144 га. Сколько земли нужно вспахать, чтобы выполнить 65% плана?
  2. В мешок помещается 20 кг картофеля или 14 кг капусты. В столовую привезли картофеля на 3 мешка больше, чем капусты. Всего привезли 1,62 ц картофеля и капусты. Сколько привезли мешков картофеля и сколько капусты?
  3. Комбайнер перевыполнил план на 15% и убрал зерновые на площади 230 га. Сколько гектаров по плану должен убрать комбайнер?
  4. В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить 20 л во второй, то молока в бидонах будет поровну. Сколько молока в каждом бидоне?
  5. В одной силосной яме 110 т силоса, а в другой — 130 т. После того как из второй ямы взяли силоса в 2 раза больше, чем из первой, в первой оказалось на 5 т больше, чем во второй. Сколько тонн силоса взяли из каждой ямы?

Статистические характеристики

  1. В фермерском хозяйстве отведены под пшеницу три участка, площади которых равны 12 га, 8 га и 6 га. Средняя урожайность на первом участке составляет 18 ц с 1 га, на втором - 19 ц с 1 га, на третьем - 23 ц с 1 га. Чему равна средняя урожайность пшеницы в этом хозяйстве? Можно ли найти среднюю урожайность пшеницы, вычислив среднее арифметическое чисел 18, 19 и 23?
  2. Составьте формулу для вычисления расхода горючего трактором при бороновании поля, если на боронование 1 га расходуется 1,5 кг горючего. Постройте график зависимости расхода горючего трактором от обрабатываемой площади. По графику определите, каков расход горючего, если трактор обрабатывает 3 га и если трактор израсходовал 6,5 кг горючего, какова обрабатываемая площадь?

 

Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

1.  В фермерском хозяйстве под гречиху и просо отведено 19 га, причём гречиха занимает на 5 га больше, чем просо. Сколько гектаров отведено под каждую из этих культур?

2.  Под озимыми культурами было занято на 480 га больше, чем под яровыми. После того как убрали 80% озимых и 25% яровых культур, площадь, оставшаяся под озимыми, оказалась на 300 га меньше, чем площадь под яровыми. Какая площадь была отведена под яровые и какая под озимые культуры?

3.  Имеется молоко 5% жирности и 1% жирности. Сколько молока каждого вида надо взять, чтобы получить 3 л молока, жирность которого составляет 3,2%?

4.  В первый день засеяли 1/4 первого поля и 1/3 второго, что составило                   340 га. Во второй засеяли 1/3 оставшейся части первого поля, что на 60 га меньше половины оставшейся части второго поля. Найдите площадь каждого поля.

Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат

  1. На большом участке земли проведено x  параллельных прямых, а потом под углом 60˚ к ним ещё y параллельных прямых. Сколько различных  параллелограммов получится на этом участке?
  2. Фруктовый сад колхоза имеет форму прямоугольника, стороны которого относятся как 16:11, причём его ширина меньше длины на 250 м. За сколько времени сторож может обойти вдоль забора весь участок, идя со скоростью 4 км/ч?

 

Трапеция

  1. Под сад отведен участок земли, имеющий форму равнобедренной трапеции, одно основание которой на  50 м больше каждой из остальных сторон, а средняя линия равна 90 м. Вокруг сада проходит аллея шириной 2 м. По двум сторонам аллеи нужно посадить деревья на расстоянии 3 м друг от друга. Сколько нужно для этого деревьев?  
  2.  Участок, занятый под фруктовый сад, имеет  форму трапеции. Деревья расположены пятью параллельными между собой рядами, одинаково удаленными друг от друга. Во всех  рядах  расстояние между деревьями одинаковое.  В  одном   крайнем ряду 18 деревьев, а  в другом - 26.Сколько деревьев в каждом из остальных рядов?

 

Площади многоугольников

  1. Колхозный сад имеет форму прямоугольника  со сторонами 580 и 376 м. Сколько в нем яблонь, если на каждую яблоню приходиться в среднем по 16м2?  Какую выручку дал сад после продажи яблок, если с 1 га собрано по 35т яблок и каждая тонна продана в среднем по 450 руб.?
  2. Бункер комбайна вмещает около 15 ц зерна, ширина  рабочего захвата   около 5м, рабочая скорость агрегата  около 5 км/час, урожайность  на участке в среднем 25ц с 1 га. Чему равно расстояние между пунктами загрузки комбайна и время, в течение которого бункер наполнятся зерном?

Список использованной литературы

  • Сборник практических задач    «Математика и сельское хозяйство» - Евдокимова И.Р.-2017 год;
  • Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. - М.: Просвещение, 1986.
  • Шапирко Н.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М. Просвещение, 1990г.
Категория: Мои статьи | Добавил: evdokirina68 (25.11.2020)
Просмотров: 20 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar