Главная » Статьи » Мои статьи

«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Введение.

В настоящее время развитию системы образования придается огромное значение. Повышение качества образования – приоритетная и общенациональная задача нашей страны. И то, что математике уделяется пристальное внимание неслучайно. Это ведущий предмет в школьном образовании. Без базовой математической подготовки невозможно представить себе современного человека. Ничто не развивает ребенка  так, как математика.

Качество математического образования напрямую связано с уровнем профессиональной подготовки учителя. Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика и только конкурентоспособный учитель способен вырастить конкурентоспособную личность.

Изучение и применение на практике новых информационных и телекоммуникационных технологий - это одна из главных сторон моего профессионального роста. Целесообразность применения компьютеров, безусловно, очевидна. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока.

Таким образом, информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и как ничто другое реализуют личностно-ориентированный подход в обучении.

    Если учитель стремится сделать свои уроки по-настоящему интересными и увлекательными, он приходит к пониманию важности  использования ИКТ. 

 

Основная часть

 

ИКТ технология – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, хранения и распространения информации.

Преимущества использования ИКТ на уроке:

  • позволяет индивидуализировать и дифференцировать (Если у вас есть в классе компьютеры, то это уже хорошо развивает ученика);
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • дает возможность проводить ознакомление с новым материалом, с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность;
  • позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными;
  • сочетает цвет, мультипликацию, звуковую речь, динамические модели и т.д.
  • представление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

 

Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудировать скучные страницы ученика. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия.

           Особенностью учебного процесса с применением информационно - коммуникационных технологий является то, что центром деятельности становиться ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

 

ИКТ технологии упрощают жизнь учителя, если ими умело пользоваться.

Как пользоваться ИКТ технологиями? Что можно внедрить? Какие инструменты можно применить у себя на уроке, которые позволяют упростить процесс обучения в плане физических затрат и сделать их максимально интересными.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

 

Я постараюсь выделить основные направления применения ИКТ, которые использую в обучении математики: (слайд 8)

  1. Презентации – одно из наиболее распространенных и доступных направлений. А именно применение презентаций, созданных в программе PowerPoint. Замечено, что обучающиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

 

  • Организация восприятия новой информации - заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого можно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока или просто загадать загадку  (СЛАЙД)
  • Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи. (СЛАЙД)
  • Совершенствование вычислительных навыков. В 5-8 классах почти на каждом уроке проводится устный счёт (СЛАЙД)
  • На уроках геометрии устно решаем задачи по готовым рисункам
  • Проверка домашнего задания, закрепление изученного.
  • Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства,  он позволяет  обеспечить  высокий уровень наглядности. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Особенно это актуально при построении графиков функций. (СЛАЙД)
  • Особенно выгодно применять презентации на уроках геометрии.
    Например (СЛАЙД   )
  • Готовые видео уроки помогают экономить время, повышают мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса. (СЛАЙД)
  • Применение Цифровых образовательных ресурсов «Флеш – иллюстрации к учебнику Н.Я.Виленкна «Математика» 5 класс, созданный в программе Adobe Flesh  и поддерживающий изучение какого-либо фрагмента соответствующей учебной темы. (СЛАЙД)
  • На этапе закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи. Можно давать небольшие тесты с последующей их проверкой. (СЛАЙД)

 

2) Следующим важным направлением я считаю применение на уроке компьютерных тестов. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. 

  • Использую тесты по математике онлайн, без регистрации (https://iq2u.ru/tests/34) Тесты по классам, по темам, есть итоговые тесты.
  •  Применяю Электронные интерактивные приложения (CD-диск) – дидактические материалы. Учащиеся могут работать в классе при помощи мультимедийного проектора, интерактивной доски или за компьютером.

 

При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”. (СЛАЙД)

На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-математиках, математических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point.

 

Информационные технологии всё глубже проникают в образовательный процесс. Школа сегодня – это компьютеры, планшеты, интерактивные доски и мультимедийные панели, электронные дневники и учебники. Несмотря на все инновации, учителя продолжают тратить большую часть времени на планирование. Подготовку к урокам и проверку домашних  заданий, а директора школ постоянно ищут способы повышения качества обучения и уровня успеваемости учеников.

Проходя курсы повышения квалификации, я познакомилась с электронным образовательным ресурсом для школы « Я Класс» (www.yaklass.ru).

Электронный образовательный ресурс Я класс создан для того, чтобы помочь учителям избавиться от рутинной работы и мотивировать учеников получать высокие оценки.

Он  стал моим помощником в организации учебной деятельности. Я использую задания Я Класса для повторения, закрепления нового материала, для домашнего задания. Сама не проверяю работы, т.к. это осуществляется автоматически. Заданий бесконечное множество и поэтому можно использовать как тренажер по школьной программе.

Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Образовательный ресурс «Российской электронной школы» можно использовать как дополнительный материал при организации занятий в классе, и как способ перенять опыт и наработки коллег. На  сайте можно найти рабочую программу по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков, упражнения и проверочные задания по теме. Предлагаемые лабораторные работы позволят продемонстрировать, как на практике работают те законы, о которых вы рассказываете в классе.

Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам. Данный сайт можно  рекомендовать своим ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний, а также для подготовки к Всероссийским проверочным работам и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Пользователям открыт доступ к банку заданий, которые предлагались на экзаменах прошлых лет. Комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы вашими учениками и позволит добиться высокой успеваемости.

В настоящее время дистанционное образование набирает свои обороты. Полезность проведения он-лайн уроков, консультаций, конференций, семинаров, конкурсов, заочных олимпиад неоспоримы.

 

Применяю информационные технологии и во внеклассной работе:

  • при подготовке и проведении внеурочных занятий
  • при поиске занимательных задач
  • при использовании исторического материала

Мною разработаны интерактивные игры:

  • Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Математика в сельском хозяйстве»

(Данная методическая разработка (презентация) предназначена для обучающихся среднего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению математики и в профориентации (сельхоз профессии). Она может применяться при проведении внеклассного, внешкольного мероприятия)

  • Поле чудес «Игра в 5-7 классах "Поле чудес" — "Космос" (Метапредметная неделя посвященная дню космонавтики)
  • Игра «Кто хочет стать миллионером» (для начальной школы проект «Загадки по теме «Сельское хозяйство в числах»).

При подготовке и проведении метапредметных декад создаю компьютерные презентации для применения на уроках разных типов (применяется мультимедиа проектор):

  1. Презентацию к уроку информатики в 5 классе по теме «Создание  графических изображений. Рисуем соты». (Проведен урок в рамках метапредметной декады про пчёл).
  2. Презентация к уроку математики в 5 классе по теме «Деление с остатком»». (Проведен урок в рамках преемственности).
  3. Презентация к интегрированному уроку по изобразительному искусству и информатике для 6 класса по теме «Конструирование и Мозаика»

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебной работе хотя и трудоёмкий процесс, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка.

Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приёмов.

Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения.

Список литературы

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  2. М. И. Желдаков – Внедрения информационных технологий в учебный процесс.  – Мн. Новое знание, 2003. -  152 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009. —176 с.
  4. Сергеева Т.К. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008. №1. С. 3-10.
  5. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // (http://festival.1september.ru).
  6. Школа: день за днем. Педагогический альмонах [Электронный ресурс] // (www.den-za-dnem.ru).
  7. Современный учительский портал [Электронный ресурс] // (https://easyen.ru)
  8. Уроки математики в средней школе [Электронный ресурс] //

(http://fgos-matematic.ucoz.ru)

  1. Российская электронная школа  [Электронный ресурс] (https://resh.edu.ru)//
  2. Цифровой образовательный ресурс для школ «ЯКласс «https://www.yaklass.ru
  3. Персональный сайт учителя Евдокимовой И.Р. http://evdokirina.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: evdokirina68 (18.09.2021)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar